Голубева Т. В.,

учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборск

Полуденная Т. В.,

учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборск

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном речевом развитии детей: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии. Значит, мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.

Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. А первыми педагогами для ребенка являются его родители. И эта статья адресована именно Вам, уважаемые родители!

Эта статья познакомит Вас с:

-  нормами речевого развития дошкольника и основаниями для обращения к логопеду;

-  тестом «Насколько вы внимательны к своему ребенку?»;

- практическими рекомендациями «Играем в слова» (использование словесных игр в условиях семьи, направленных на развитие речи).

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Период младенчества. Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: мама, баба, дядя, бах, ав-ав, би-би, на, дай, там и т.д.…

Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:

- ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление;

- не формируется избирательное внимание к речи окружающих;

- отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий;

- ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основания для беспокойства:

- стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.);

- при появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб;

- ребенок не строит из накопленных слов предложений, не появляются глаголы;

- ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу;

- не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я";

- во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после, союзы: что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психические процессы, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Основания для беспокойства в дошкольном возрасте:

• нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;

• арушение слоговой структуры слова: пропуски, перестановки слогов в слове;

• лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов;

• неправильное грамматическое оформления высказывания;

• затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания;

• темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Уважаемые родители, Вам представлены возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача помочь ему двигаться в нужном направлении и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопеда, дефектолога, невролога, детского психиатра. Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

ТЕСТ «НАСКОЛЬКО ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ»

Ответы:

«Да, всегда» - 4 балла

«Иногда» - 2 балла

«Нет, никогда» - 0 баллов.

  1. Часто ли вы говорите ребенку, что любите его?
  2. Думаете ли вы, что ваш ребенок – замечательный?
  3. Часто ли вы обнимаете и целуете своего ребенка?
  4. Находите ли вы время поговорить с ребенком перед сном?
  5. Смотрите ли вы на ребенка, когда разговариваете с ним?
  6. Хвалите ли вы ребенка?
  7. Дослушиваете ли вы до конца, когда ребенок рассказывает вам что-либо?
  8. Заинтересованы ли в том, что говорит ребенок?
  9. Пытаетесь вы поправлять ребенка, когда он говорит?

10.  Читаете ли вы ребенку?

11.  Играете ли вы с ребенком?

12.  Знаете ли вы, какие сказки, мультики, спектакли нравятся ребенку?

13.  Смеетесь ли вы со своим ребенком?

14.  Находите ли вы время, чтобы сходить куда-нибудь со своим ребенком?

15.  Позволяете ли вы ребенку играть в его собственном уголке?

16.  Обсуждаете ли вы с ребенком происшедшие события?

17.  Разрешаете ли вы ребенку играть в подвижные и шумные игры дома?

18.  Гуляете ли вы с ребенком?

19.  Стараетесь ли вы ответить за ребенка, если посторонние его о чем-либо спрашивают?

20.  Спрашиваете ли вы у ребенка, какую игрушку или книгу он хочет иметь?

Если сумма баллов за все ответы составляет:

80-60 баллов - у вас с ребенком полное взаимопонимание, вы уделяете ребенку достаточно внимания, и вам, и ребенку общение доставляет удовольствие;

60-30 баллов - вы стараетесь найти время для того, чтобы уделить внимание вашему ребенку, и в целом, несмотря на вашу занятость, это удается;

Менее 30 - того внимания, которое вы уделяете своему ребенку, явно недостаточно. Попробуйте пересмотреть свои взгляды на воспитание, найти время и тепло для вашего малыша.

Играем в слова на кухне

Сначала поиграйте, а потом задайте ребенку вопросы или расскажите что-то занимательное.

1. Как называются предметы мебели на кухне?

Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель? (Лесник, лесорубы, художник-дизайнер, столяры, ткачи).

2. Назови посуду, которая есть на кухне.

3. Какие продукты лежат в холодильнике?

Из чего делают растительное масло?

Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?

Из чего делают колбасу, сыр?

Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное).

Объясните детям, что бывают скоропортящиеся продукты и при покупке надо обращать внимание на дату изготовления.

4. Какие продукты лежат в шкафу?

Крупа гречка из какого растения? (гречихи)

Крупа рис из какого растения? (риса)

Крупа манная из какого растения? (пшеницы)

Крупа перловая из какого растения? (ячменя)

Крупа геркулес из какого растения? (овса)

Из чего делают макароны, вермишель? (прочтите, что написано на коробке)

Из чего делают муку? (пшеницы)

Из чего делают сахар? (из сахарной свеклы, сахарного тростника)

Что такое кофе?

Какой вы любите чай? Цейлонский, китайский, грузинский, индийский, краснодарский – называется по месту производства. Китайский чай растет на кустарниках высотой до 3 м, а цейлонский – на деревьях высотой 10-15 м. В зависимости от способа обработки листа чай различают:

  • байховый черный,
  • зеленый,
  • желтый,
  • красный.

«Погуляйте» с детьми по карте и найдите места, где выращивают чай.

Откуда берется соль?

В основном ее выпаривают из морской воды, но также на земле есть соляные озера и соляные копи.

5. Что здесь сделано из дерева?

6. Что на кухне сделано из металла?

7. Что сделано из стекла?

Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей воды, сразу трескается. Хочешь знать, почему? Ты, наверное, заметил, что когда наливают кипяток в чашку, кастрюлю, то посуда сразу нагревается, т.е. становится горячей. Так же происходит и со стеклянной посудой, но нагревается эта посуда не равномерно, т.е. внутри горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается. Причем чем толще стекло, тем быстрее оно лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от кипятка? Кладут металлическую ложку. Она забирает часть тепла, и посуда остается целой.

8. Что на кухне из пластмассы?

9. Что делает мама на кухне?

Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, тушит спичку, гладит, улыбается, поет, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает…

Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?

10. Как мама все делает на кухне?

Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, уныло, напряженно, сосредоточенно…

11. Какое блюдо мама подает к столу?

Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, соленое, не соленое, жареное, вареное, пареное, тушеное, сладкое, кислое, горькое…

Запахи. У каждого человека есть любимые и нелюбимые запахи. Но есть множество запахов, которые нравятся всем: запах свежего хлеба, цветущей розы. Резкие и раздражающие, неприятные запахи предупреждают нас об опасности. В носу у человека находятся клеточки, которые реагируют на изменения воздуха и передают сигналы в мозг.

12. Из чего можно пить?

Чашка, кружка, бокал, фужер, рюмка, пиала, ковш.

13. Имеет ли тарелка название?

14. Что такое столовые приборы?

Играем в слова в ванной комнате

1. Что у нас есть в ванной комнате?

2. Какие бывают полотенца?

Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное.

3. Что в ванной можно пересчитать?

4. Что делают в ванной комнате?

Стирают, замачивают, выкручивают, полощут, включают, чистят, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют, размешивают порошок.

5. Какие предметы нужны, чтобы умыться?

6. Что нужно, чтобы постирать?

Что можешь ты постирать?

7. Какая бывает вода в ванной комнате?

Холодная, ледяная, горячая, теплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, мокрая.

8. Какие бывают зубная паста, мыло?

Зачем нужно чистить зубы?

Играем в слова в раздевалке, в коридоре

1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?

Как ты думаешь, кто трудился, что изготовил, чтобы ты мог надеть этот прекрасный шерстяной костюм?

Крестьяне – шерсть, прядильщики – нитки, ткачи – ткани, художник-модельер – фасон, закройщик – раскроил, портной – сшил костюм, продавец – продал его нам. Давайте еще не забудем тех, кто делает пуговицы и «молнии».

Можешь ли ты сам что-нибудь сшить, пришить?

2. Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?

Кто участвует в изготовлении обуви?

Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из нее что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудет, что обувь разного цвета, значит, нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии».

Покажи правый ботинок, левую туфлю.

3. Какие головные уборы у нас есть и какие еще бывают головные уборы?

Какие ты знаешь специальные головные уборы?

Шапка, берет, шляпа, кепка, платок, косынка, шарф, панама. Специальные: военные – фуражка, пилотка, каска, берет десантника, бескозырка моряка; каска пожарника; шлем строителя.

Играем в слова в комнате

1. Какая в комнате есть мебель для сидения?

2. Как называется мебель для хранения посуды?

3. Что в нашей комнате сделано из металла?

4. Что в нашей комнате сделано из дерева?

5. Какие игрушки есть в твоем уголке?

Для того чтобы ребенок оперировал обобщающими словами и выражениями (столовая посуда, чайная посуда, спальный гарнитур, столовый гарнитур, легковые, грузовые, специальные машины), предложите ему такой вариант игры. «Мы сегодня поиграем в слова, игра называется  "какие у тебя есть игрушки?" Я буду называть много слов, а ты подумаешь и скажешь это одним словом, например, я говорю: кубики, пластины, цилиндры, конусы, пирамиды, кирпичики. Ты говоришь: конструктор!»

7. Какая бытовая техника у вас есть в квартире и для чего она нужна?

Пылесос, стиральная машина, утюг, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон,  музыкальный центр, фен, щипцы электрические, газовая плита, швейная машина, дрель, паяльник, миксер, мясорубка, холодильник, телефон, кофемолка.

8. Какие приборы есть в доме и для чего они нужны?

Градусники (ртутный и спиртовой), барометр, тонометр, компас, весы (рычажные, пружинные, электронные), часы (настенные, напольные, ручные, механические, электрические).

Играем в слова на улице

1. Какая сегодня погода?

2. Какая бывает погода на улице?

Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.

3. Растительный мир твоей улицы.

Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.

4. Названия каких деревьев ты знаешь?

Береза, осина, дуб, клен, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь, каштан.

Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.

5. Названия каких кустарников ты знаешь?

Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина.

6. Какие листья бывают?

Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, длинные, колючие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зеленые, светло-зеленые, пятнистые, желтые, темно-зеленые, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.

7. Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)?

Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж.

8. Каких рыб ты знаешь?

Сом, сельдь, щука, окунь, ерш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак, рыба-молот.

9. Что мы видим в витринах магазина?

10. Какие названия магазинов ты знаешь?

11. Какие машины мы видим на улице?

Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые, грузовые, специальные, транспорт пассажирский.

12. Из каких частей состоит машина?

13. Какие бывают дороги?

Асфальтированные, земляные, песчаные, брусчатые, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, ухабистые, лесные, городские, деревенские.

14. Какие вещи носят и мужчины, и женщины?

15. Какие вещи носят только женщины?

Можно много говорить об одном виде одежды, например, какие бывают юбки? Узкие, в складку, расклешенные, цветные, с разрезом, длинные – макси, короткие – мини, средние – миди, плиссированные, гофрированные.

Расскажите о фурнитуре: пряжках, пуговицах, крючках, «молниях».

16. «Что я вижу, то и говорю».

Фонарь, иллюминация, самолет, флаги, светофор, тротуар, пешеходный переход, тоннель, транспарант, рельсы, провода, такси, автобус, троллейбус, остановка, расписание, газон, стоянка, парковка, милиционер, шофер, водитель, киоск, лоток, магазин, рынок, перекресток, дорожный знак.

 

Литература:

  1. Герасимова А.С. «Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление», М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. «150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе», – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 206 гостей и нет пользователей

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.