Приложения семинара:
Семинар-практикум «Ресурсы предметно-развивающей среды как одно из условий формирования правильной речи дошкольников»
Т.В.Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Цель: осмысление необходимости моделирования предметно-развивающей среды в соответствии с основными этапами речевого развития дошкольника.
Задачи:
- актуализировать теоретические знания о предметно-развивающей среде как многомерном пространстве, адекватном потребностям современного дошкольника;
- систематизировать методические рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей;
- стимулировать творческую активность участников.
Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1).
План проведения семинара
- Теоретическая часть.
Актуализация знаний о предметно-развивающей среде как многомерном пространстве, адекватном потребностям современного дошкольника (выступление учителей-логопедов).
- Практическая часть.
Систематизация методических рекомендаций по оснащению предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей (работа педагогов в подгруппах).
- I. Теоретическая часть.
В связи с новыми требованиями, предусмотренными ФГОС, образовательная среда учреждения предстает как многомерное пространство, адекватное потребностям современного дошкольника, соответствующее направлениям развития культуры общества.
Первоочередная задача образовательной среды – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие его индивидуальности, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития, в том числе и речевого.
Образовательная среда – это определенное социальное, пространственное и предметное окружение. Она выступает, во-первых, в качестве источника разнообразного культурного опыта, во-вторых, как совокупность условий его усвоения. Педагоги получают возможность превратить такую среду в средство диагностики, проектирования и продуцирования желаемого образовательного результата. Образовательная среда включает в себя определенные средовые ресурсы. (Слайд №2)
Основные группы средовых ресурсов.
1. Предметные ресурсы
2. Пространственные ресурсы
3. Организационно-смысловые ресурсы
4. Социально-психологические ресурсы
Требования к образовательной среде. (Слайд №4)
- Комфортность
- Эмоциональная насыщенность.
- Аугентичность (обеспечение нормального режима, ритма и темпа жизнедеятельности).
- Расширение познавательных возможностей.
- Стимуляция различных видов активности.
- Побуждение к самостоятельности и творчеству.
- Гетерогенность (возможность осуществлять предметный и пространственный выбор).
- Здоровьесбережение.
Принципы построения образовательной среды. (Слайд №5)
1. Учет интересов и потребностей ребенка предполагает предоставление ему свободы исследования, резерва свободного места и времени. Для этого следует соблюдать следующие условия:
-разнообразие и сменяемость предметной среды;
-включение в нее максимального количества предметов обихода;
-предоставление ребенку свободы познания;
-резерв свободного места и времени для разворачивания игр;
-определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала согласно росту ребенка.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Функциональности среды. Развивающая среда заполняется востребованными ресурсами, многофункциональными, вариативными, в случае необходимости легко трансформирующимися из одних средовых комплексов в другие.
4. Динамичности. Образовательная среда не может быть построена окончательно, не может быть неизменной и застывшей, иначе она перестанет выполнять свою функцию, стимулирующую развитие.
5. Опережающий характер обучения. 15% средовых ресурсов должны быть ориентированы на детей более старшей возрастной группы (примерно на 1 год). Это обеспечит перспективы для развития дошкольника.
6. Активности, самостоятельности творчества. Создание игровой среды, обеспечивающей ребенку мобильность, физическую и творческую активность, стойкость познавательных интересов.
7. Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Интерьер группы необходимо менять, приурочивая смену к изучению новой лексической темы, например, добавляя в него различные мини-экспозиции.
Показатели оценки развивающей среды.
Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе.
- Отсутствие конфликтов среди детей.
- Наличие продуктов детской деятельности.
- Динамика развития ребенка.
- Невысокий уровень шума.
- II. Практическая часть.
Педагоги делятся на три группы, учитывая возрастные особенности дошкольников, с которыми они работают:
- младшая возрастная группа (2-4 года);
- средняя возрастная группа (4-5года);
-старшая возрастная группа (5-7 года).
Педагогам выдаются возрастные характеристики детей и рекомендации по оснащению развивающей среды. Работая в подгруппах, воспитатели систематизируют методические рекомендации в зависимости от данных возрастных особенностей.
В результате создается методический продукт «Методические рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды» (Приложение №2)
Используемая литература:
- Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону; «Феникс», 2011.
- Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.; Каро, 2007.