Приложение семинара:

Деловая игра «Компоненты речевой системы. Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения дидактических игр и упражнений как одного из средств развития грамматического строя речи дошкольников.

Задачи:

- актуализировать теоретические знания о понятиях «грамматика», «части речи», смысл и содержание понятий;

- совершенствовать методику проведения игр на развитие грамматического строя речи воспитателей ДОУ;

- стимулировать творческую активность участников.

Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1), игровые карточки, рекомендации по проведению игр-занятий по логопедической грамматике с детьми 4 -6 лет (приложение №2).

План проведения деловой игры.

I. Приветствие. Цели и задачи деловой игры.

II. Актуализация знаний «Развитие грамматического строя речи у дошкольников».

III. Кроссворд «Части речи».

IV. Игра «Игровая коллекция».

V. Итог деловой игры.

I. Приветствие. Цели и задачи деловой игры.

1.Приветствие.

Игра «Комплимент» (вызываются 6-8 человек)

Участники стоят в кругу и представляются, называя свое имя и характеризуя себя, придумывают прилагательное, которое начинается на первый звук имени.

2.Знакомство с темой.

Тема нашей встречи -  «Развитие грамматического строя речи у дошкольников». Во время нашей игры вы все продемонстрировали свое умение согласовывать части речи. А вот как научить этому дошкольников и на что еще нужно обращать внимание, развивая грамматический строй языка, мы поговорим сегодня.

II. Актуализация знаний «Развитие грамматического строя речи у дошкольников».

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Грамматическая система речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Грамматический строй речи включает в себя морфологический уровень развития речи (приемы словоизменения и словообразования) и синтаксический уровень (составление предложений, сочетание слов в предложении).

Причины грамматических ошибок дошкольников.

- Общие психофизиологические закономерности развития ребенка (развитие внимания, памяти, мышления, состояние нервных процессов).

- Трудности овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения.

- Недостаточный запас знаний об окружающем мире и объем словаря, а также состояние речевого аппарата и несформированность фонематического восприятия речи.

- Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей).

- Педагогическая запущенность, недостаточное внимание к детской речи.

Задачи формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

1.Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.

2.Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).

3.Развитие у детей лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

4.Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

5.Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.

6.Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей (начиная со 2 - ой мл гр.) в употреблении трудных морфологических категорий.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические  условия, средства и формы педагогического воздействия.

Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанейным» (А.В. Запорожец) процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно.

В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости от возраста формы организации общения меняются.

Разные стороны грамматического строя языка - синтес, морфологию, словообразование - ребенок усваивает по - разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что - то одно. Так, системой словоизменения  -правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем, среднем дошкольном возрасте. В старших группах на первый план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка.

Последовательность становления грамматической стороны языка обусловлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей, очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития.

На первых этапах развития грамматического строя речи перед ребенком, прежде всего, ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Следующая задача - использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно — самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым словом. И совсем иная, еще более трудная задача - оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать.

III. Кроссворд «Части речи».

Кроссворд.

1. Эта часть речи имеет три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные (прилагательное).

2. Это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. (предлог).

3. Это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие, состояние, свойство, отношение, признак. (глагол).

4. Особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных, объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета). (междометие).

5. Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. (наречие).

6. Это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые имеют обобщённое значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что (существительное).

7. Это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете. (числительное).

Это основные составляющие, без которых и не было бы грамматики!

Части речи.

IV. Игра «Игровая коллекция»

Участники получают карточки с игровыми заданиями. Проводят игру и объясняют, какая грамматическая категория отрабатывалась.

V. Итог деловой игры.

Мы постоянно стремимся найти методы и приемы педагогического воздействия, которые помогут овладеть нормами родного языка, сформировать у воспитанников грамматически правильную речь. И предлагаемые дидактические игры помогут нам на этом пути.

Используемая литература:

  1. Ефименкова Л.Н., Формирование речи у дошкольников, М., 1985.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников, СПб., 2003.
  3. Федоренко Л.П., Фомичева И.А., Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1984.
  4. Филичева Т.Б., Особенности формирования речи детей дошкольного возраста, М., 2000.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 52 гостя и 1 пользователь

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.