Т.В. Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

В связи с этим необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

Основным задачи в работе по данному направлению являются:

- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

 - совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

 - формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;

 - развитие восприятия.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

 - лепка из пластилина;

 - выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

 - вырезание из цветной бумаги;

 - выжигание на дощечках;

 - вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

 - отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

 - узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

 - выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

 - рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Дидактические игры и упражнения.

 Игра «Необычный конструктор»

 Цели:

 - вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

 - начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

 На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

 Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)

  • «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

 - из одного элемента (О, С);

 - из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

 - из трех элементов и т.д.

  • «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

 - прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

 - вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

 - влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

 - «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

 - «закрыты» (В, О).

 Упражнение «Нарисуй дорожку»

 Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

 Упражнение «Угадай, какая буква?»

 Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

 Игра «Разноцветное путешествие»

 У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

В результате целенаправленной работы у детей:

 - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

 - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 - развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

 Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.

 Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 228 гостей и 3 пользователя

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.