Учитель – логопед Голубева Т.В., МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Учитель – логопед Полуденная Т.В., МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Наша консультация посвящена речевому развитию детей. Мы уделим внимание развитию таких компонентов речевой системы, как словарный запас, грамматический строй языка и связная речь.

Развитием речи детей нужно заниматься. Но только представьте, как трудно маленькому ребенку каждый день делать разные задания и упражнения. Малыш просто не способен заниматься из высокой идеи «надо». Он может только играть. Он хочет только играть. Он готов пока только играть. Значит, в «развитие речи» с ним надо играть. И играть радостно, разнообразно, увлекательно. И для многих игр не надо выкраивать специальное время.

Играем в слова на кухне

Сначала поиграйте, а потом задайте ребенку вопросы или расскажите что-то занимательное.

1. Как называются предметы мебели на кухне?

Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель? (Лесник, лесорубы, художник-дизайнер, столяры, ткачи).

2. Назови посуду, которая есть на кухне.

3. Какие продукты лежат в холодильнике?

Из чего делают растительное масло?

Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?

Из чего делают колбасу, сыр?

Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное).

Объясните детям, что бывают скоропортящиеся продукты и при покупке надо обращать внимание на дату изготовления.

4. Какие продукты лежат в шкафу?

Крупа гречка из какого растения? (гречихи)

Крупа рис из какого растения? (риса)

Крупа манная из какого растения? (пшеницы)

Крупа перловая из какого растения? (ячменя)

Крупа геркулес из какого растения? (овса)

Из чего делают макароны, вермишель? (прочтите, что написано на коробке)

Из чего делают муку? (пшеницы)

Из чего делают сахар? (из сахарной свеклы, сахарного тростника)

Что такое кофе?

Какой вы любите чай? Цейлонский, китайский, грузинский, индийский, краснодарский – называется по месту производства. Китайский чай растет на кустарниках высотой до 3 м, а цейлонский – на деревьях высотой 10-15 м. В зависимости от способа обработки листа чай различают:

байховый черный,

зеленый,

желтый,

красный.

«Погуляйте» с детьми по карте и найдите места, где выращивают чай.

Откуда берется соль?

В основном ее выпаривают из морской воды, но также на земле есть соляные озера и соляные копи.

5. Что здесь сделано из дерева?

6. Что на кухне сделано из металла?

7. Что сделано из стекла?

Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей воды, сразу трескается. Хочешь знать, почему? Ты, наверное, заметил, что когда наливают кипяток в чашку, кастрюлю, то посуда сразу нагревается, т.е. становится горячей. Так же происходит и со стеклянной посудой, но нагревается эта посуда не равномерно, т.е. внутри горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается. Причем чем толще стекло, тем быстрее оно лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от кипятка? Кладут металлическую ложку. Она забирает часть тепла, и посуда остается целой.

8. Что на кухне из пластмассы?

9. Что делает мама на кухне?

Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, тушит спичку, гладит, улыбается, поет, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает…

Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?

10. Как мама все делает на кухне?

Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, уныло, напряженно, сосредоточенно…

11. Какое блюдо мама подает к столу?

Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, соленое, не соленое, жареное, вареное, пареное, тушеное, сладкое, кислое, горькое…

Запахи. У каждого человека есть любимые и нелюбимые запахи. Но есть множество запахов, которые нравятся всем: запах свежего хлеба, цветущей розы. Резкие и раздражающие, неприятные запахи предупреждают нас об опасности. В носу у человека находятся клеточки, которые реагируют на изменения воздуха и передают сигналы в мозг.

12. Из чего можно пить?

Чашка, кружка, бокал, фужер, рюмка, пиала, ковш.

13. Имеет ли тарелка название?

14. Что такое столовые приборы?

Играем в слова в ванной комнате

1. Что у нас есть в ванной комнате?

2. Какие бывают полотенца?

Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное.

3. Что в ванной можно пересчитать?

4. Что делают в ванной комнате?

Стирают, замачивают, выкручивают, полощут, включают, чистят, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют, размешивают порошок.

5. Какие предметы нужны, чтобы умыться?

6. Что нужно, чтобы постирать?

Что можешь ты постирать?

7. Какая бывает вода в ванной комнате?

Холодная, ледяная, горячая, теплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, мокрая.

8. Какие бывают зубная паста, мыло?

Зачем нужно чистить зубы?

Играем в слова в раздевалке, в коридоре

1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?

Как ты думаешь, кто трудился, что изготовил, чтобы ты мог надеть этот прекрасный шерстяной костюм?

Крестьяне – шерсть, прядильщики – нитки, ткачи – ткани, художник-модельер – фасон, закройщик – раскроил, портной – сшил костюм, продавец – продал его нам. Давайте еще не забудем тех, кто делает пуговицы и «молнии».

Можешь ли ты сам что-нибудь сшить, пришить?

2. Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?

Кто участвует в изготовлении обуви?

Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из нее что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудет, что обувь разного цвета, значит, нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии».

Покажи правый ботинок, левую туфлю.

3. Какие головные уборы у нас есть и какие еще бывают головные уборы?

Какие ты знаешь специальные головные уборы?

Шапка, берет, шляпа, кепка, платок, косынка, шарф, панама. Специальные: военные – фуражка, пилотка, каска, берет десантника, бескозырка моряка; каска пожарника; шлем строителя.

Играем в слова в комнате

1. Какая в комнате есть мебель для сидения?

2. Как называется мебель для хранения посуды?

3. Что в нашей комнате сделано из металла?

4. Что в нашей комнате сделано из дерева?

5. Какие игрушки есть в твоем уголке?

Для того чтобы ребенок оперировал обобщающими словами и выражениями (столовая посуда, чайная посуда, спальный гарнитур, столовый гарнитур, легковые, грузовые, специальные машины), предложите ему такой вариант игры. «Мы сегодня поиграем в слова, игра называется  "какие у тебя есть игрушки?" Я буду называть много слов, а ты подумаешь и скажешь это одним словом, например, я говорю: кубики, пластины, цилиндры, конусы, пирамиды, кирпичики. Ты говоришь: конструктор!»

7. Какая бытовая техника у вас есть в квартире и для чего она нужна?

Пылесос, стиральная машина, утюг, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон,  музыкальный центр, фен, щипцы электрические, газовая плита, швейная машина, дрель, паяльник, миксер, мясорубка, холодильник, телефон, кофемолка.

8. Какие приборы есть в доме и для чего они нужны?

Градусники (ртутный и спиртовой), барометр, тонометр, компас, весы (рычажные, пружинные, электронные), часы (настенные, напольные, ручные, механические, электрические).

Играем в слова на улице

1. Какая сегодня погода?

2. Какая бывает погода на улице?

Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.

3. Растительный мир твоей улицы.

Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.

4. Названия каких деревьев ты знаешь?

Береза, осина, дуб, клен, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь, каштан.

Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.

5. Названия каких кустарников ты знаешь?

Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина.

6. Какие листья бывают?

Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, длинные, колючие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зеленые, светло-зеленые, пятнистые, желтые, темно-зеленые, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.

7. Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)?

Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж.

8. Каких рыб ты знаешь?

Сом, сельдь, щука, окунь, ерш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак, рыба-молот

9. Что мы видим в витринах магазина?

10. Какие названия магазинов ты знаешь?

11. Какие машины мы видим на улице?

Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые, грузовые, специальные, транспорт пассажирский.

12. Из каких частей состоит машина?

13. Какие бывают дороги?

Асфальтированные, земляные, песчаные, брусчатые, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, ухабистые, лесные, городские, деревенские.

14. Какие вещи носят и мужчины, и женщины?

15. Какие вещи носят только женщины?

Можно много говорить об одном виде одежды, например, какие бывают юбки? Узкие, в складку, расклешенные, цветные, с разрезом, длинные – макси, короткие – мини, средние – миди, плиссированные, гофрированные.

Расскажите о фурнитуре: пряжках, пуговицах, крючках, «молниях».

16. «Что я вижу, то и говорю».

Фонарь, иллюминация, самолет, флаги, светофор, тротуар, пешеходный переход, тоннель, транспарант, рельсы, провода, такси, автобус, троллейбус, остановка, расписание, газон, стоянка, парковка, милиционер, шофер, водитель, киоск, лоток, магазин, рынок, перекресток, дорожный знак.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 23 гостя и 1 пользователь

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.