Голубева Т.В., учитель – логопед МАДОУ «ДСКН №7» г. Сосновоборска
Полуденная Т.В., учитель – логопед МАДОУ «ДСКН №7» г. Сосновоборска
Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему ему предстоит научиться в школе. По оценкам специалистов, в школе ребенок 70% времени проводит слушая.
Очень часто люди путают смысл слов слышать и слушать. «Слышать» означает лишь отдавать себе отчет в том, что раздается какой-либо звук; слушая, ребенок должен воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном.
- Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи.
- Умению слушать и связанным с этим навыком лучше всего обучать в контексте повседневной жизни по мере возникновения подходящих ситуаций. Если малыш научится слушать внимательно, эта привычка очень пригодится ему в жизни.
- Если ребенок будет постоянно слышать шум, визг, брань, он привыкнет «отключаться» при звуке голоса родителей или учителей.
- Ребенок должен иметь возможность неоднократно:
- слушать песни и пение, магнитофонные записи, участвовать в играх, где необходимо петь;
- вместе с Вами слушать и обсуждать радио- и телепередачи;
- рассказывать о том, что он предпочитает слушать, например, о любимых песенках и сказках.
Научиться слушать – дело долгое. Бесспорно важно уметь слушать, что говорит учитель или начальник, однако жизненно важно и суметь вовремя услышать гудок автомобиля.
Что я могу сделать?
- Прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, что он чувствует. Показывайте ему своим примером, что значит уметь слушать.
- Помогайте ребенку развивать наблюдательность – пусть он попробует определить, что за звуки он слышит и чем они отличаются друг от друга.
- Поиграйте с ребенком в игры, требующие внимательности и умения слушать, научите его получать от них удовольствие. Например: «Сейчас все закрывают глаза и очень внимательно прислушиваются. Кто сумеет расслышать звук, который я произнесу, получит право произнести следующий звук».
Поощряйте склонность ребенка подражать и передразнивать – это развивает внимательность к деталям.
Действия по развитию умения слушать
- Слушаем звуки в доме
Сядьте в кружок. Скажите: «Давайте поиграем в игру «Что я слышу?» - Звуки громкие и тихие, журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и скворчание еды, жарящейся на сковородке, телефонный звонок, урчание холодильника, гудение пылесоса, лай собаки, звон тарелок, стук закрывающейся двери, щелчок выключателя.
- Слушаем погоду
Что я слышу? Стук капель по стеклу, завывание ветра, падающий снег, раскаты грома.
- Слушаем звуки улицы
Давай поиграем в игру «Что я слышу?» Гудок машины, хлопок закрывающейся автомобильной двери, тарахтение грузовика, детский смех, звонок трамвая, пение птиц.
- Слушаем голоса животных (в зоопарке, в деревне, в записи)
Как мычит корова? Как рычит лев? Как крякает утка?
- Слушаем, как рифмуются слова (приблизительно в два – три года)
Раз – два – кружева, три – четыре – свет в картине, пять – шесть – кашу есть, семь – восемь – сено косим, девять – десять – вышел месяц.
- Слушаем указания
Как наклеить картинки в альбом, например:
- Приклей мальчика в верху страницы.
- Приклей дерево снизу.
- Угадай, кто
Произнесите следующие фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами и предложите ребенку, кто это говорит:
- Московское время десять часов пять минут.
- Налить Вам еще чаю?
- Открой рот и скажи: «А-а-а».
- Мороженое, сливочное, клубничное, шоколадное.
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Таганская».