Отводим ребенка в детский сад
Детский сад для ребенка — это в первую очередь возможность общения с детьми своего возраста.
Мальчики и девочки, воспитываясь в садике вместе, приобретают представление об адекватных половозрастных отношениях. Это особенно важно для тех ребятишек, у которых нет братьев и сестер или они находятся дома в кругу детей своего же пола.
В детском саду малыш поучаствует в коллективных играх, чего не сможет дома. Попробовав то или иное занятие, выберет понравившееся и под руководством воспитателя будет им заниматься. Это могут быть лепка из пластилина, рисование, аппликация, музыкальные занятия и др. В садике у воспитателя вы сможете ознакомиться с образовательной программой, по которой будут заниматься с вашим малышом.
Садик меняет ребенка. В группе детей он будет делать то, что у себя дома отказывается выполнять. Очень часто дети, считающиеся дома «тихонями», в саду «пробуждаются», раскрепощаются. Положительно сказывается на здоровье ребенка и на воспитании в его характере собранности, организованности - режим дня, который должен соблюдать малыш в детском садике.
Разумеется, важно не то, какие преимущества имеет детский сад, а способен ли ребенок его посещать.
Если малыш соглашается ненадолго отпустить маму от себя, это один из признаков того, что ребенок сможет посещать детский сад; но если ему по-прежнему необходимо держать маму постоянно в поле зрения, тогда обходиться без родителей он еще не может. Другой признак, говорящий о готовности ребенка посещать детский сад, — это проявление интереса к другим детям, которых он видит на улице. Однако помимо чисто психологических моментов надо обратить внимание на более практические вещи. Например, ребенок должен уметь сам есть, одеваться и проситься в туалет. Несмотря на то что в нормальном дошкольном учреждении вполне спокойно относятся к «аварии», самому ребенку это будет крайне неприятно.
Социальные и гигиенические навыки
Что необходимо знать и уметь малышу, когда он идет в детский сад:
- малыш должен уметь самостоятельно есть из тарелки не только котлету, но и суп, пить из чашки, пользоваться салфеткой;
- он должен знать, что перед едой следует мыть руки, и уметь вытирать их насухо полотенцем;
- ребенок должен быть приучен проситься в туалет или на горшок и уметь аккуратно обращаться с умывальником и туалетом;
- ребенок должен сам себя обслуживать: снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку, складывать одежду;
- малышу будет легче, если он научится внятно, не торопясь, отвечать на элементарные вопросы;
- ребенок должен различать и называть предметы мебели,
одежды, посуды.
Другими словами, готовя ребенка к детскому саду, необходимо сформировать у него некоторые социальные и гигиенические навыки. И роль родителей в этом невозможно переоценить. Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для него человеком жесты, манеру, слова. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми. (См. раздел «Игры».)
Следует учесть, что у детей 3 - 4 лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать правила игры.
В таблице № 1 отражены основные социальные навыки, которыми должен обладать ребенок 3 - 4 лет.
В три года ребенок заявляет о себе как личность, он стремится стать независимым, все хочет делать сам, поэтому освоение навыков самообслуживания приобретает для него важнейшее значение, освоив их, малыш чувствует свою самостоятельность.
К тому же в детском саду воспитатель не сможет уделять ему столько внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому.
В таблице № 2 даны основные навыки гигиены, которыми в 3-4 года ребенок должен обладать.
Все эти навыки и хорошие привычки легко усваиваются в играх (предлагаем некоторые из них в разделе «Игры»). Вы можете и сами позаниматься со своим ребенком. При этом необходимо проговаривать все действия, наполняя их смыслом.
Например, мы хотим научить ребенка мыть руки. Все действия раскладываем на этапы и каждый этап комментируем. Вот следующие вопросы-комментарии:
Что задумали сделать! — Нужно сделать руки чистыми, чтобы червяки не завелись.
От какого исходного момента делать будем! — Сейчас руки грязные.
Что будем делать! — Откроем кран с водой, возьмем мыло.
Как будем делать! — Разотрем мыло, сделаем из мыла белые перчатки с длинными белыми манжетами, смоем. Если перчатки серые или черные, то надо повторить, чтобы они стали белыми.
Обучая ребенка навыкам самообслуживания и общения со взрослыми и детьми, ориентируйтесь на режим дня (с учетом возраста малыша, разумеется), введенный в детском садике, это поможет ему приспособиться к новой обстановке.
В каком бы садике ни воспитывался ваш ребенок, не следует ожидать, что воспитательница станет ему второй мамой. Мама у ребенка одна. Воспитатель следит за безопасностью ребенка, обучает его, но требовать особой любви к своему ребенку от воспитателя не следует. Более того, воспитатель не должен никого из детей выделять, так как это может вызвать неприязнь других детей и конфликты в группе.
Сделать счастливым ребенка могут лишь любящие родители, которые хорошо его знают и могут заботиться о его счастье.
Не надо строить иллюзий и по поводу того, что детский сад — второй дом. Дом у ребенка один. А детский сад — это место, где ребенок проводит время, когда мама занята работой, где он общается со сверстниками, получает знания от воспитателей и педагогов. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда поддержат его в трудную минуту, хотя и не одобрят его плохое поведение.
Как подготовить ребенка к детскому саду
Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если ваш ребенок уравновешен, весел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению садика. Ему надо будет приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателей. Обычно адаптация проходит быстро, однако к поступлению надо готовить, чтобы стресс не был болезненным.
Свое решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью, преподнести ему это как награду: «Ты у меня теперь уже большой, ты пойдешь в садик, у тебя будет много друзей. Воспитатель тебе даст цветные карандаши и альбом, в котором ты будешь рисовать, а потом ты покажешь его мне».
Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом — и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты — свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Первые дни побудьте какое-то время с ребенком вместе в детском саду, чтобы они прошли для него спокойно, познакомьтесь с воспитательницей, с детьми, привлеките его внимание к знакомым игрушкам, покажите его шкафчик для вещей. Продумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. В первые дни это обязана будет делать, конечно же, мама. Накануне напомните малышу, что завтра он идет в группу, и ответьте на все вопросы ребенка.
На следующий день, если ребенок освоился, можно оставить его одного, но, уходя, обязательно попрощайтесь с ним и уточните, во сколько вы его заберете. Например: «Ты пообедаешь, и я за тобой приду». В противном случае ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-либо, поскольку будет без конца оглядываться, проверяя, тут ли его мама.
В первые два-три дня приходите за ним пораньше, желательно сразу после обеда.
В конце дня, приходя за ребенком, старайтесь не опаздывать. Если все дети уже разошлись по домам, а ваш остался один в детском саду, он обязательно почувствует себя забытым.
Не следует рассказывать ребенку о том, что интересного случилось, пока он был в группе. Иначе малыш может решить, что самое интересное происходит без него.
Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребенок мог передохнуть, приходя из детского сада. Ведь там он расходует много энергии как эмоциональной, так и физической, переполняется впечатлениями, новыми сведениями и к вечеру устает.
Пусть после ужина он занимается тихими играми, побудет один немного, успокоится.
Любые гости, даже если это ваши друзья, будут для него помехой, потому что он устал от общества чужих людей. А если вы посвятите малышу немного времени, ему будет хорошо — он так соскучился по родителям.
Необходимо постоянно проявлять интерес к его делам, внимательно выслушивать все, что он вам будет рассказывать о садике. И храните его рисунки или поделки, которые он принесет домой. Помните: любознательность и энтузиазм ребенка зарождаются и поддерживаются с помощью любви и поощрения.
Если ребенок захочет отнести воспитательнице подарок, поддержите это желание. Если ему захочется привести к себе домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для вашего ребенка уже нет разницы между его жизнью дома и жизнью в саду.
Принимать ли всерьез слезы ребенка при расставании? Многие дети, которые, в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой.
Если ребенок эмоционально напряжен и напряжение возрастает, посоветуйтесь с воспитателем, может быть, она сразу, как только ребенок появится в группе, даст ему интересное дело. Тогда он будет занят важной и интересной работой и отвлечется от неприятной ситуации прощания.
Если это не помогает, пусть ребенка провожает в детский сад другой родитель. Попросите также воспитательницу вечером рассказать вам, как вел себя ребенок после того, как вы ушли: быстро ли высохли слезы, легко ли малыш включился в игру. Понаблюдайте за своим малышом, не находится ли он в стрессовом состоянии. Признаками этого состояния являются:
- отсутствие аппетита;
- постоянное переедание;
- частые расстройства пищеварения и изжога;
- запоры и понос;
- бессонница;
- постоянное чувство усталости;
- повышенная потливость;
- нервный тик;
- постоянное покусывание ногтей;
- головные боли;
- мышечные судороги;
- тошнота;
- затруднения с дыханием;
- обмороки;
- слезливость без видимой причины;
- неспособность долго оставаться на одном месте;
- привычка ерзать на стуле;
- высокое кровяное давление.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в детском саду в норме составляет: в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Постарайтесь установить дружеские отношения с воспитателями детского сада, регулярно беседовать с ними. Они наверняка расскажут вам о ребенке то, чего вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит. Это позволит вам своевременно отреагировать на возникшие трудности у вашего ребенка.
Таблица 1
Основные социальные навыки, которыми должен обладать ребенок 3 - 4 лет.
В правой колонке предлагаем вам отмечать время появления первой реакции у вашего ребенка.
№ п/п |
Навыки |
Возраст проявления (в годах) |
Время появления 1-й реакции |
1 |
В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с принятыми нормами. |
3 |
|
2 |
Играет в простые игры с другими детьми. |
3 |
|
3 |
Знает свои имя, фамилию, возраст. |
3 |
|
4 |
Начинает осознавать, что не похож на других людей. |
3 |
|
5 |
Начинается сюжетно-ролевая игра с проигрыванием (я — доктор и т.д.). |
3 |
|
6 |
Соблюдает правила игры, если напоминают об этом. |
3 |
|
7 |
Играет в одиночку по собственной инициативе 15 минут. |
3 |
|
8 |
Играет с 2—3 детьми, часто взаимодействует с ними 15 минут. |
3,5 |
|
9 |
Устойчиво выполняет 3 правила поведения в группе. |
3,5 |
|
10 |
В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с правилами. |
3,5 |
|
11 |
Знает имя и отчество воспитателей. |
3,5 |
|
12 |
Ждет или откладывает исполнение желания на 5 минут. |
3,5 |
|
13 |
Играет в простые настольные игры. |
4 |
|
14 |
Разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами убеждения и обсуждения. |
4 |
|
15 |
Имеет представление о труде взрослых, с которыми сталкивается (дворник, шофер, врач), о некоторых трудовых действиях этих людей (врач лечит, повар готовит). |
4 |
|
16 |
Имеет представление о праздниках (Новый год, день рождения, мамин день). |
4 |
|
Таблица № 2
Основные навыки гигиены, которыми в 3-4 года ребенок должен обладать.
№ п/п |
Навыки |
Возраст проявления (в годах) |
Время появления 1-й реакции |
1 |
Помогает убирать со стола. |
3 |
|
2 |
Перекладывает что-либо из одной емкости в другую. |
3 |
|
3 |
Ест сам, но наливает неаккуратно. |
3 |
|
4 |
Пользуется вилкой и ложкой. |
3 |
|
5 |
Сам моет руки с мылом. |
3 |
|
6 |
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, надевает сам). |
3 |
|
7 |
Застегивает и расстегивает большие пуговицы. |
3 |
|
8 |
Надевает обувь. |
3 |
|
9 |
Расстегивает и застегивает молнию (не вставляя). |
3 |
|
10 |
Благодарит после еды без напоминания |
3 |
|
11 |
Сам пьет из посуды или из-под струи. |
3,5 |
|
12 |
Сам пользуется туалетом. |
3,5 |
|
13 |
Чистит зубы под присмотром. |
4 |
|
14 |
Зашнуровывает ботинки. |
4 |
|
15 |
Сам сморкается или просит, чтобы ему помог кто-нибудь из взрослых. |
4 |
|
16 |
Вставляет и застегивает молнию. |
4 |
|